Страницы

четверг, 30 мая 2013 г.

Один в поле

Русская поговорка гласит: «Один в поле не воин». Подразумевается, что в одиночку человек не способен преодолеть какие-либо значимые обстоятельства или выполнить важное дело. В церкви вариации этой поговорки стали цитировать тоже довольно часто. «Что я могу? Я же совсем один»… И я, пожалуй, соглашусь. Когда человек один – его проще сломать, он более уязвим, его планы проще разрушить. Один удар – и опускаются руки.

Представьте, что вы живете в Англии в 19 веке. У вас есть семья, дом и несколько рабов, доставленных из Африки. Все хорошо. Но тут некий Уильям Уилберфорс начинает продвигать в Парламенте идею об отмене работорговли. Он один, но он настойчив и упрям. «Ничего не выйдет, - скажите вы, - он один. Что может сделать один человек?».
Но есть одно «но». Христианин никогда не бывает один. С ним всегда Бог. Биография Уилберфорса потрясла меня до глубины души. Это история о том, как при помощи одного верного и преданного человека Бог перевернул Великобританию, да и всю Европу, с ног на голову.

Уильям Уилберфорс 

Уилберфорс родился 24 августа 1759 года в Халле, в Англии. Он воспитывался в христианской семье, но в колледже постепенно отошел веры. Уилберфорс прожигал состояние родителей и проводил все свое время в обществе элиты, верхушки британского общества. В 1780 году Уилберфорс, благодаря невероятному красноречию и богатствам, получил место в Палате Общин.  Он пробыл членом Парламента почти полвека, до конца своей жизни.  Уилберфорс начинал как любитель вечеринок, гуляка, но вернулся к вере после общения со своим другом и наставником Исааком Милнером в 1784 году, а позднее и с Джоном Ньютоном – автором всемирно известного гимна «О, благодать». Товарищи-политики отговаривали его от христианства, говорили, что вера погубит его таланты и способности.
Но 28 октября 1787 года в дневнике Уилберфорс написал: «Бог поставил передо мной две великие цели: избавление от работорговли и преобразование нравственности».

Судно с африканскими рабами
После Рождества 1787 года Уилберфорс  оставил уведомление в Палате Общин, что в начале сессии  начнет работу по запрету работорговли. Бой оказался долог и занял почти 46 лет его жизни (с 1787 по 1833 год). Прежде чем быть принятым, дело о запрете работорговли было разгромлено в Парламенте одиннадцать раз.

Почти через десять лет после начала борьбы Уилберфорс написал: «Главная цель моего пребывания в Парламенте – запрет работорговли. Перед этой великой целью меркнут все прочие, и должен сказать, что уверенность в своей правоте дает успокоение, которое помогает двигаться дальше. Если Бог и желает вверять мне такой почет, то я рад быть инструментом, способным остановить злодеяния и жестокость, обесчещивающие христианскую страну».

Эмблема "Я не человек и не брат", которую разработал в 1787 году
 Джосайя Уэджвуд в рамках борьбы с рабством
И для выполнения этой великой Божьей цели Уилберфорс перетерпел многое, он выстоял угрозы и нападки, его публично оскорбляли, про него сочиняли сатирические брошюры. Но Уилберфорс был непоколебим. От его стойкости захватывает дух. Порой хочется сдаться, завидев и куда менее значительные преграды, сдаться, попытавшись воплотить свою идею два-три, максимум четыре раза. Пример Уилберфорса говорит: Бог доверил тебе что-то? Посвяти себя целиком.

Уилберфорс никогда не сидел на месте. В его голове постоянно возникали новые задумки. Один его руг сказал, что идеи росли в голове Уилберфорса быстрее новых заводов в Манчестере. Одно время Уилберфорс активно принимал участие в шестидесяти девяти различных инициативах! Его занятость разнилась. Он был вовлечен в Британское иностранное библейское общество, Церковное миссионерское общество, сообщество для бедняков, работающих на производстве и так же сообщество для проведения воскресного дня. Он работал для смягчения жестоких условий детского труда (как например, использование маленьких мальчиков чистильщиками дымоходов для лазания по трубам), для осуществления агропромышленной реформы (чтобы снабжать бедняков доступными продуктами), тюремной реформы и ограничения высшей меры наказания за образцовое поведение, а так же для запрета жестокого обращения с животными. Список можно продолжать.

Другой портрет Уилберфорса
Семья, учеба, работа… А ведь большинству не хватает времени и на меньшее. Господь даровал ему небывалую силу и упорство. В добавок ко всему Уильям Уилберфорс стремительно лишался зрения, страдал от подагры и тяжелейшего искривления позвоночника (его плечи перекосились, а голова опустилась до уровня груди, врачи соорудили ему очень умелый металлический корсет). Но он радовался во всех обстоятельствах! Многие ли могут похвастать подобным настроем?
Удивительно, что в ту же ночь, когда Палата Общин объединилась в принятии Акта об отмене работорговли, дух Уилберфорса покинул мир. День окончания его труда стал днем окончания его жизни.

Я бы без колебаний назвала Уилберфорса героем христианской веры. Он занимал невероятно высокий пост в обществе, был у всех на виду, и выполнял свои обязанности честно, на совесть. Он занимался благотворительностью и активно проповедовал Евангелие, заботился о семье и воспитывал детей. Но самое главное то, что Уилберфорс был предан Господу до последнего вздоха. Он не побоялся взвалить на свои плечи такое необъятное, и в то же время почетное, Божье поручение. Он не убегал и не прятался. Он принял призыв и был верен всегда и во всем.

Сегодня популярность набирает различного рода тренинги и мотивационная литература. «Как построить успешную церковь», «Как создать служение за три дня», «Как верно распланировать неделю»… Но история Уилберфорса доказывает, что никакой тайм менеджмент не сможет сделать то, что делает с человеком живая вера, стойкость и безграничная преданность Божьему делу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий