Страницы

среда, 25 февраля 2015 г.

Как пережить боль утраты

Как вы уже знаете, несколько недель назад в вечность ушел один мой лучший друг, и я всеми силами стараюсь справиться с утратой. Я бы соврала, если бы сказала, что чувствую себя хорошо, но я в норме настолько, насколько в подобной ситуации только возможно. И это действительно напоминает жизнь после ампутации – ты начинаешь понемногу свыкаться, скажем, с одной рукой, но ничего уже не можешь делать как раньше.

Возможно, вы уже теряли кого-то из близких и вывели свой алгоритм действий для примирения с печалью, опытным путем  я выделила несколько моментов, которые помогают мне держать голову над водой. Буду рада, дорогие, если они помогут и кому-нибудь из вас.

      1. Делайте над собой усилие

Первое время мне не хотелось вылезать из кровати, желание было одно – отменить всех учеников, спать, а потом нарезать круги по квартире в пижамных штанах и футболке размера ХХL. Мне не хотелось ни с кем разговаривать, есть и расчёсываться. Ничего. Но я слишком хорошо себя знаю, поэтому поняла, к чему все эти желания приведут. На самом деле, – это болото. Завязнув в нем, я рискую впасть в по-настоящему глубокую депрессию, из которой буду очень долго выкарабкиваться. Поэтому проще не нырять в болото, а обойти его стороной.



Так началась череда усилий: усилие, чтобы пораньше встать; усилие, чтобы красиво одеться; усилие, чтобы привести себя в порядок; и усилие, чтобы не потерять работу.
Не поймите меня неправильно, я не агитирую за то, чтобы уходить с головой в работу или притворно улыбаться людям, нет! Я за то, чтобы пытаться маленькими, микроскопическими шажками двигаться вперед. Сейчас я работаю, может, не так много, но пока это мой максимум.

2.  Не отгораживайтесь от близких

Я считаю соболезнования одной из самых странных и неприятных вещей – они звучат неуклюже, шаблонно. Когда ты горюешь, все слова кажутся картонными. Недавно я сделала мини-открытие: в данный момент я человек, переживающий утрату, но люди вокруг меня (знакомые, коллеги и т.п.) – это люди, которые учатся общаться с человеком, пережившим утрату. Окружающие люди тоже учатся, порой неохотно, неумело, но для них это новый опыт. К сожалению, ни в ком из нас изначально не заложен механизм идеальной помощи ближнему.


Иногда проще всего сказать: «Знаешь, тебе тяжело, и я понятия не имею, что ты сейчас чувствуешь. Подскажи мне, как лучше тебя поддержать?». Но вместо этого люди говорят странные/обидные фразы, из-за которых и хочется от них отгородиться. Уже сейчас я могу составить топ худших из сказанных слов:

Все когда-то умирают. Не зацикливайся.
Ты все еще переживаешь? Прошло уже целых две недели!
Ты что пьешь успокоительное? Христиане так не должны поступать, их не это должно успокаивать.
Да, тебе сейчас плохо, а вот знаешь… (и дальше человек вываливает на вас весь ворох накопившихся проблем и просит помочь их разрешить).
А что он просто умер? А как это произошло (и человек пытается узнать у тебя все обстоятельства смерти в подробностях)?

В такие минуты очень хочется отгородиться. Я очень благодарна Богу за моего мужа, который всегда рядом, именно он помог мне понять, как важно позволить людям подставить вам плечо. Его плечо всегда рядом. Друзья могут не понимать в деталях всего, что вы чувствуете, но они знают, что вам больно. И если отгородиться от них, то можно просто утонуть в жалости к себе. Поверьте, в своем горе мы не одни, кто-то через него уже проходил.

3.   Не отгораживайтесь от Бога

Когда случаются плохие вещи, люди любят во всем винить Бога. Я не виню Его, я даже не злюсь. Мой друг научил меня многому, но самое главное – он показал мне Бога как любящего Отца. Каждого человека Господь любит так сильно, как никто и никогда на земле не сможет полюбить. И каждому из нас Он желает наивысшего блага – спасения во Христе. Я не знаю деталей Божьего замысла, я не вижу общей картины, но здесь на сцену выходит смирение и доверие Его воле.
Сложно ли это? Безумно.


Вокруг нас постоянно идет духовная война, в горе очень просто уступить позиции и сдаться врагу. Но Бог за нас, сдаваться нельзя. У Господа все под контролем.  Я молюсь, чтобы лучше осознавать эту истину. 

Божье слово лечит, это правда.

4. Дайте себе время

В Библии говорится, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл.3:1). Возьмите все время, которое вам нужно, чтобы поплакать, погоревать и смириться с потерей. Кому-то для этого хватит пары дней, кому-то – недели, а кому-то – месяца. Время не лечит, но оно помогает примириться с обстоятельствами, свыкнуться с мыслями. Главное не забывать шаг за шагом пытаться двигаться вперед.

5.  Не принимайте кардинально важных решений

Переехать, коротко постричься, перекраситься в блондинку,  бросить работу, уйти из университета, обещания из серии "я никогда больше..." и многое другое. Во время потрясений в моей голове толпами начинают маршировать идеи, касающиеся кардинальных перемен, но я твердо знаю, что буду жалеть о них, когда пройдет стресс, и успокоятся нервы.


С вами такое бывает? Если, да, значит, я такая не одна. Лучше удержать себя от того, что вашему здравомыслящему «я» потом придется переделывать и возвращать на прежнее место.

Вот они, мои маленькие открытия.

Спасибо вам, дорогие, многие из вас (даже те, с кем мы незнакомы лично) прислали мне очень трогательные и ободряющие письма. Слава Господу за любящих братьев и сестер по всему лицу земли, берегите себя, а мы с Богом будем стараться дальше двигаться вперед. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий