Страницы

среда, 13 апреля 2016 г.

СУПЕРженщины: Хелен Келлер "История моей жизни"

Представьте, что вам нужно выучить новый язык. И не просто нужно, а жизненно необходимо. В чем же сложность, спросите вы? Учебники, самоучители, курсы. Столько всего вокруг! Но есть несколько нюансов: во-первых, у вас нет возможности услышать, как этот язык звучит, или поговорить с кем-то из носителей; во-вторых, книги на этом языке написаны невидимыми для вас чернилами – их физически нереально прочесть.
Большая часть людей ответила бы, что выучить такой язык невозможно. Как выучить язык, с которым ты никак не можешь соприкоснуться? С чего начать? 

Дополнительное условие. Представьте так же, что вы живете в Соединенных Штатах Америки в конце 19 века. Именно в это время на юге страны жила молодая девушка по имени Хелен Келлер. Она любила природу, рукоделие, прогулки с друзьями, но было то, что отличало Хелен от всех людей вокруг – девушка была слепоглухой. 

Хелен Келлер родилась здоровой малышкой, но сильно заболела (предположительно скарлатиной), и в девятнадцать месяцев она полностью потеряла слух и зрение, и как следствие – возможность научиться разговаривать.
Как пишет Хелен в своей автобиографии «История моей жизни»: до семи лет она жила в полной темноте и тишине, её переполняли желания, но она не знала, как сообщить о них семье. Её это злило, и она лишь закатывала истерики.
 
Родители Хелен не опускали руки, они возили девочку к врачам, но болезнь была неизлечима. Им посоветовали одно – помочь девочке по возможности комфортно адаптироваться в обществе.
Как бы на их месте поступили вы? 19 век. Нет даже речи о каких-либо специализированных центрах или сложных операциях с вживлением медицинских приборов. Существовали, конечно, школы отдельно для слепых и отдельно для глухих детей, но мало кто сталкивался с обучением слепоглухого ребенка.

Хелен и Энн Салливан
Так в историю входит супер женщина с огромной буквы «С» – мисс Энн Салливан. Ее наняли гувернанткой для семилетней девочки Хелен, которая вела себя довольно дико и в принципе делала лишь то, что хотела.
Как общаться с ребенком, который не видит, не слышит и не умеет говорить? Который даже не подозревает, что такое взаимодействие реально?  Энн Салливан начала с любви.
И здесь начинаются чудеса педагогики!

По словам Хелен, ее мир был очень размытым и хаотичным. Предметы вокруг не имели значения и ценности, их можно было бросать или бить. На примере игрушки Энн Салливан показала девочке – каждая вещь в мире имеет имя. Она дала Хелен куклу и аккуратно написала на ее ладони слово «к-у-к-л-а». Постепенно девочка узнала названия всех окружающих ее в доме вещей. После отдельных объектов воспитательница перешла к более сложному – она решила научить девочку отвлеченным понятиям. Когда Хелен подолгу сидела на коленях у мамы – Энн писала на ее ладошке «л-ю-б-о-в-ь». А однажды, когда девочка никак не могла справиться с одним заданием, няня написала на ее лбу «д-у-м-а-й».
«Я мгновенно поняла, что слово обозначало процесс, который происходил в моей голове. Это было мое первое абстрактное понятие», - пишет Хелен.

Вскоре Хелен выучила алфавит, а затем научилась читать книги по шрифту Брайля. Но и этого стало мало. Она понимала, что люди вокруг общаются иным удивительным способом – их губы шевелятся, и им совсем необязательно трогать друг друга для передачи информации. Так Хелен загорелась желанием научиться разговаривать. Тогда десятилетняя девочка еще даже не  мечтала, что в будущем с отличием закончит колледж и будет выступать с лекциями перед публикой по всей стране.

Хелен (1950-ые гг.)
Хелен на выпускном

Все началось с кропотливого и невероятно тяжелого труда. Когда вы учитесь произносить слова на новом языке – вы повторяете за носителем языка, вы можете слышать собственные ошибки и тренироваться. Почти то же самое делала Хелен. Урок «говорения» состоял из следующих ступеней. Преподавательница по порядку произносила разные звуки, а Хелен следила за положением ее губ, языка, движением гортани и диафрагмы. А потом повторяла все это сама. Так в прямом смысле на ощупь девочка стала произносить первые слова.
После освоения родного английского пошел немецкий и французский язык, математика, литература, история, латынь и др.

Хелен окончила университет Рэдклиффа с красным дипломом. Она стала сотрудничать с Американским фондом слепых, написала несколько книг. В общем и целом Хелен посетила с выступлениями около 35 стран.


Хелен Келлер не была первым слепоглухим человеком, поддавшимся обучению, до нее были другие. Тем не менее, опыт её обучения стал первым достоверно задокументированным. На нём были основаны многие методики преподавания людям с подобным отклонением.

Хелен превратилась в символ борьбы для многих инвалидов, автор статьи в журнале The Journal of Southern History описал ее роль следующим образом: «Сегодня Келлер воспринимается как национальная икона, символизирующая триумф инвалидов». 

В 1903 году Хелен опубликовала первое литературное произведение, автобиографию «История моей жизни». Сейчас эта книга входит в обязательную программу по литературе во многих американских школах, а так же она переведена на 50 языков.
«Историю моей жизни» прочитать стоит и, если у вас есть такая возможность, прочтите ее на английском. Язык непростой, порой слишком витиеватый, предложения могут казаться запутанными, а иногда обилие деталей сбивает с толку. Но эта книга – труд человека, который по крупицам собирал знания о мире, который мы видим с вами каждый день.

В Капитолии США даже установлен бронзовый памятник Хелен Келлер. А дом, в котором она провела своё детство, занесён в Национальный реестр исторических мест Америки. 

Но знаете, чьего памятника все-таки не хватает? Энн Салливан. Ведь ей было всего 20 лет, когда она приехала в дом Келлеров. Еще совсем молодая девушка, которая сама в детстве испытала проблемы со зрением. На ее плечи легла ответственность за целую новую человеческую судьбу. Сама Хелен писала, что считает себя и свою няню одним целом, «когда ее нет рядом, я по-настоящему становлюсь слепой и глухой», говорила она.
Энн Салливан
Энн посвятила обучению Хелен всю себя без остатка. Она переводила девочке школьные уроки, университетские лекции, она ездила с ней по всей стране и помогала работать над ее автобиографией. Это и есть проявление настоящей суперсилы – суперлюбовь, чтобы пожертвовать собой ради блага ближнего – маленькой девочки из южного городка. Энн была рядом вплоть до дня своей смерти (она умерла, посвятив Хелен 50 лет жизни). Не будь Энн Салливан, ее находчивости, смелости, терпения, стойкости – мир бы никогда не услышал о Хелен Келлер. Поэтому 14 апреля (в День Рождения Энн) мы можем уделить хотя бы пару минут, чтобы сказать спасибо настоящему учителю с большой буквы. Любовь творит чудеса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий