Страницы

суббота, 12 ноября 2016 г.

7 вопросов к моему мировоззрению

Мы все во что-то верим. И это хорошо, это нормально и естественно для человека иметь свою систему взглядов и ценностей. Обычно у человека на все есть свое мнение, а если и нет, то он пытается его сформировать.

Эту самую систему взглядов и ценностей и называют мировоззрением, то есть тем, как человек видит мир. И мировоззрение может меняться в течение жизни, а порой ему просто необходимо измениться, потому что оно рассыпается на части.

Мировоззрение и мировосприятие есть у каждого. Кто-то, к примеру, считает, что оно должно быть очень гибким и зовет устойчивое мировоззрение рамками или шаблоном, я зову его фундаментом, призмой, через которую человек смотрит на себя и мир вокруг. А без фундамента сложно устоять.


Однажды в далеком детстве, в возрасте 5-7 лет, меня впервые посетила мысль, что люди растут, стареют, а потом умирают. Мне стало безумно страшно, что я тоже когда-нибудь умру! С вами такое случалось? Я побежала к родителям, чтобы узнать, а что же происходит с человеком после смерти (потому что взрослые ведь всегда все и обо всем знают, верно?). Родители смутились, замялись, и единственный полученный мною ответ был: «Зачем тебе об этом думать? Это все случится очень нескоро». В плане «нескоро» мои родители, конечно, были теми еще оптимистами, учитывая с каким упорством я сама себя калечила во время игр (ушибы, ссадины, переломы, покарябанные коленки, разбитая дважды голова). Суть в том, что ответа не последовало, и на долгие годы этот разговор посеял во мне страх невозможности разобраться в жизни и в том, что меня по-настоящему гложило.

Мировоззрение есть у каждого, все мы как-то видим мир и свою роль в нем, порой даже этого не осознавая. В соответствии со своим мировоззрением мы строим отношения, планы, выбираем свое окружение, увлечения, цель в жизни.
И однажды друг дал мне совет, что, если я хочу жить с большой буквы и в полном смысле этого слова, – мне нужно навести порядок в своем мировоззрении, то есть у себя в голове.
Взглянуть на себя со стороны и критически оценить оказалось невероятно сложно. Ну, потому что кому захочется ругать себя самого или признавать несостоятельность каких-то своих любимых идей? Чаще мы себя все-таки защищаем.


И здесь возникает самый первый и важный вопрос: действительно ли я хочу понять, во что я верю? Некоторые мои знакомые говорят: «Я просто живу, не хочу заморачиваться по этому поводу». И это их дело. Но есть те, кто разобраться хочет, и все, сказанное ниже, для них. Конечно, перечисленные вопросы не являются абсолютом, а скорее ступеньками, с которых можно начать более длинную дорогу.

1)      Отвечает ли мое мировоззрение на главные для меня вопросы?
- Откуда все появилось?
- Кто такой человек?
- Для чего нужна жизнь?
- Что после смерти? и т.п.
Другими словами: действительно ли мое мировоззрение помогает мне сориентироваться в жизни в мире?

2)      Из чего сформировалось (или формируется мое мировоззрение)?
Тексты песен любимых групп, книги известных авторов, цитаты из фильмов, сериалов, изречения философов, советы друзей, родственников, соседей, - все это нити тугого клубка.
Еще туже клубок делают социальные сети с миллионами картинок с глянцевыми и «мудрыми» цитатами, выдранными из первоначального контекста или приписанные абсолютно посторонним людям.
«Живи так, чтобы…»
«Никогда не думайте, что…»
«Жизнь – это…»
И каждый раз хочется спросить: «Сказал кто?». Насколько этот человек знал, о чем говорит? В чем его авторитет? Вряд ли адекватному человеку захочется строить свою жизнь на чужих фантазиях.
Поэтому не лишним будет задавать вопрос: достойны ли мои источники доверия? Достоверна ли информация, на которую я хочу опираться в своих делах?

3)      Есть ли в моем мировоззрении внутренние противоречия?
Человек уникальное существо, потому что в его голове могут спокойно и мирно сожительствовать тысячи противоречивых концепций.

Я знаю одного православного атеиста. Он не верит в Бога, считает себя эволюционистом, но ходит в храм по праздникам и ставит свечки.
Есть еще знакомый, который не верит ни в какие высшие силы, но сплевывает и стучит по дереву, чтобы не сглазить. Он достаточно (не побоюсь этого слова) агрессивно настроен против Бога, но «уповает» на силу Великого «тьфу-тьфу-тьфу».

Есть ли какие-то противоречия у меня? Они становятся особенно очевидны и выходят на свет, когда их проговариваешь вслух. Внутри своей головы можно сгладить любые самые острые углы и примирить враждующие концепции. Но, облекая мысли в слова (особенно рассказывая другому), ты видишь, что башня раскачивается и вот-вот упадет.

Когда я рассказала об этой теме одному человеку, мне возразили: «Ты не можешь говорить об анализе мировоззрения – ты же христианка! Проанализируй-ка себя!». Видимо, имея ввиду, что я сама в слишком шатком положении и после перечисленных вопросов не устою. Я действительно христианка, это далеко не секрет. И к своему мировоззрению я во многом пришла благодаря вопросам, похожим на перечисленные выше. Я тогда поняла, что почти все, на что я полагалась, нельзя было назвать достоверными источниками. Это были домыслы других людей, у которых, в свою очередь, тоже не было четкой и ясной картины.


Мое мировоззрение не было заложено в мою голову с детства в семье, напротив, моим родственникам это довольно-таки чуждо. Мое мировоззрение (или моя вера) со мной, не потому что это был самый легкий вариант (просто принять все оптом), нет. Мое мировоззрение, основанное на вере в Бога Библии, со мной, потому что это результат долгого процесса размышлений, анализа, сбора информации и критики. И вот мой результат.

Возможно, к критическому мышлению сподвигает научная атмосфера Академгородка. Возможно. Здесь люди любят все проверять. Мне это нравится.

Все эти вопросы и размышления не для того, чтобы вогнать в депрессию. Нет, совсем наоборот. Есть поговорка, что океан начинается с капли. А перемены начинаются с малого – с желания. Мы часто слышим советы по наведению порядка в квартире или на рабочем месте и не так часто о важности порядка в мыслях и взглядах. 
Квартиру можно сменить. 
Работу тоже. 
А с собой мы застряли на долго, так почему бы не попробовать?