Страницы

пятница, 31 августа 2012 г.

Рецензия: "Медный лук"


"Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь;
делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня;
научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук"
(Библия. Вторая книга Царств 22:33-35).

Русская обложка
Честно признаться, обычно я не читаю подобные книги. Не люблю. Слишком много вымысла и фантазии. Но эта книга, "Медный лук", оказалась хороша, очень хороша. Преподавательница по культурной журналистики часто повторяла нам, что в рецензии не должно быть фраз «мне понравилось» или «мне не понравилось», что за каждую из них нужно бы складывать по десять рублей в коробочку… В данном случае я готова свои кровно заработанные монетки туда бросить – мне, правда, понравилось.

Сюжет достаточно прост. Мальчик Даниил живет в Галилее в то время, когда Иисус Христос начинает Свое служение и проповеди. Но только рассказ совсем не о Христе, а о мечтах и о планах самого Даниила – освободить Израиль от римского ига, собрать армию и повести евреев в бой против захватчиков. Родителей и родных мальчика убили, осталась только совсем старенькая бабушка и сестра, сошедшая с ума от страха и отказывающаяся выходить из своего угла. Даниила продают жестокому кузнецу отрабатывать долги, но тот сбегает в горы и присоединяется к банде разбойников под предводительством Роша. Рош становится кумиром Даниила и символом свободы, все свои действия (нападения на караваны, дома богачей и т.п.) он оправдывает тем, что готовит войско для войны с Римом. Но все меняется – внезапно умирает бабушка, и Даниилу приходиться возвращаться в селение, стараясь совмещать унылый быт с горячей ненавистью и жаждой борьбы…

Английский вариант
«Медный лук» хорошо отражает настроение, царившее тогда в еврейском обществе – нетерпение, усталость, отчаяние. Перемены к лучшему Израиль видел лишь в одном, в изгнании римских захватчиков. Только в Риме видел Израиль изъян. Евреи ждали Мессию – Царя, отважного вождя, готового вернуть Божье Царство.
И вот Симон, друг Даниила, приглашает того в синагогу послушать нового учителя – плотника из Назарета. Он говорит странные вещи, называет себя Помазанником, а еще произносит долгожданную фразу: «Приблизилось Царство Божие»… Для Даниила это знак – Иисус и есть тот самый великий полководец и освободитель Израиля! Теперь встречи с разбойниками мальчик чередует с посещением проповедей Учителя, но что-то в них не так. Они не о войне, не об оружии и не о крови – плотник говорит о любви к ближнему, об излечении собственной души и о том, что каждый (даже римлянин!) ценен перед Господом. Герой улавливает редкие обрывки фраз Иисуса, от проповеди его отвлекает голод, жара, ненависть к проходящим мимо римским воинам. Из обрывков он пытается составить цельную картину, придает ей свой смысл, сердится, но не хочет ничего менять.
Автор выбирает интересный взгляд на Евангельские события. Библия повествует обо всем немного со стороны, объективно, а здесь картина, которую мог бы нарисовать отдельный человек. Бедная жизнь, тяжелый труд, речи какого-то Иисуса, голод, болезни… Исцелился! Что думать? Как жить теперь? Видел чудеса! Но как поверить! Быт, быт, быт, быт, быт, – ему нет конца и края, и лишь изредка через эту серую, засасывающую трясину проблескивает луч света, но такой яркий, что выбивает почву из-под ног и заставляет заново переосмыслять целую жизнь.

Люди больше всего хотели, чтобы исчезло зло, и вернулась свобода, но искали избавления не там. Они винили во всем недостатки и пороки других и совсем не обращали внимания на свои сердца.

Евреи хотели избавиться от римлян – Бог хотел избавить всех людей от греха.
Они жаждали физической свободы – Бог принес им свободу духа.
Они искали спасения от податей – Бог дал им спасение души и вечную жизнь через Иисуса Христа.

Это напомнило мне о том, как многого я порой хочу, сколько мелочей требую от Бога, при том считаю их крайне важными. А Бог приходит тихо, без грома и молний, и в свое время дает больше, чем я могла представить.

Эта книга о том, как самые разные желания (ненависть или жажда свободы) могут настолько сильно поработить человека, что он перестанет видеть лекарство и избавление, стоящее перед самым носом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий